Характеристика адекватной реакции больного на болезнь


Психология больного Дата добавления: 2014-01-03; просмотров: 113; лекция была полезна: 0 студентам у ; не полезна: 0 студентам у ; Читайте также: Согласно определению ВОЗ 1968 "здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жиз-ни, желания деятельности. Самосознание человека, находясь в нераз-рывной связи с интенсивностью раздражения интеро- и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии. Представление о своем соматическом состоянии, сопровождается определенными переживаниями, находит свое выражение в различных формах отноше-ния человека к своему здоровью. В одних ситуациях — это пренебрежение, в других — повышенное внимание, в третьих — адекватное к нему отношение. Содержание отношения человека к своему здоровью зави-сит от многих причин: личностных особенностей, возраста, пола, профессии, перенесенных заболеваний, образа жизни, культурного уровня, мировоззрения, физической тренированности и др. Болезнь имеет внешнюю картину — симптомы и синдромы, диаг-ностируемые врачом, и внутреннюю — переживания с ней связанные. Внутренняя аутопластическая картина болезни Гольдшейдер, Лурия имеет следующие взаимопереплетающиеся стороны: сензи-тивную больэмоциональную тревога, страх, надеждаволевую уси-лия на преодоление болезниинтеллектуальную знания о болезни, ее оценка. Для пациента внутренняя картина болезни характеристика адекватной реакции больного на болезнь из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значения для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде характеристика адекватной реакции больного на болезнь переживаний, выбора способа действий и поведения в новых для человека условиях. Объективная тяжесть болезни — информация о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и хронификации болезненного процесса тоже является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни. Во внутреннюю картину болезни включаются также ми-ровоззренческие и мистические взгляды, присущие субкультуре, в которой вырос и живет больной. Например, религиозный подход к про-исхождению заболевания болезнь как кара, как характеристика адекватной реакции больного на болезнь, как назидание другим или мистический болезнь как следствие зависти, ревности, "сглаза", "навели порчу". В структуре внутренней картины болезни важную роль играет также сопоставление ожидаемых и полученных результатов лечения. При анализе аутопластической картины болезни Боухал 1985 приводят следующую типологию отношения к болезни: 1 нормальное, т. Оно может иметь тройную мотивировку: · получение сочувствия, внимания, лучшего обследования; · выход из неприятной ситуации например, ненавистная работа ; · получение материальных выгод пенсия, отпуск, получение сво-бодного времени. Многое в отношении к болезни не осознается и определяется бес-сознательными эмоционально-инстинктивными процессами. Зубарев 1980 предлагают выделить три этапа, которые отражают формирование и динамику личностных реак-ций больного на свое страдание: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни. Сенсологический этап — отражает реакции больного на развив-шиеся явления дискомфорта неприятных ощущенийболи и связанное с ними чувство той или иной собственной недостаточности. Боль — это сигнал о болезни, имеет физиологический обусловленный воздействи-ем на рецепторы патологического процесса и психологический компо-ненты. При появлении боли возникают представления и мысли об угро-зе жизни, возможных последствиях в виде инвалидизации, изменении положения в семье, обществе и т. Боль сопровождается тревогой, страхом, снижением настроения. Появляется сознание недостаточности эмоционально-волевых качеств "не могу справиться"снижается активность, ослабляются побудительные мотивы к деятельности. Психи-ческое состояние соматического больного можно охарактеризовать как переживание стесненной свободы. Таким образом, психологическая ха-рактеристика ощущений дискомфорт, боль с отрицательно окрашен-ными переживаниями, осознание ограничения своих прежних возмож-ностей, чувство собственной неполноценности — все это можно объеди-нить понятием дефицитарности. Оценочный этап — это результат внутренней переработки сенсо-логических данных, соответствует характеристика адекватной реакции больного на болезнь картине болезни. В ней важно определить баланс мыслительной и эмоциональной составляю-щих для последующего психотерапевтического воздействия. Этап отношения к болезни — формируется у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания. Он видел, как болеют дру-гие, имеет личный опыт характеристика адекватной реакции больного на болезнь, обладает медицинской и обыватель-ской информацией о заболевании, имеет представления верные или не-достоверные о последствиях болезни их значимости для себя, семьи, общества. Выделяют следующие компоненты личностного реагирования на болезнь в зависимости от ее биопсихосоциального характера: виталь-ный, общественно-профессионально-трудовой; этический; эстетиче-ский и связанный с интимной жизнью При инфаркте ведущим в реагировании будет характеристика адекватной реакции больного на болезнь компо-нент, обусловленный биологической возможностью умереть. Общест-венно-профессионально-трудовой и этический компоненты связаны с социально-психологическим уровнем реагирования например, оценка последствий травм с инвалидизацией, венерические заболевания. Пре-валирование же значимости эстетического интимного компонентов при косметических дефектах, урологических и гинекологических забо-леваниях подчеркивает преимущественную заинтересованность инди-видуально-психологического уровня реагирования. Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизмы индивидуального представле-ния о болезни. Больной анализирует не только болезнь в целом, но и от-дельные ее симптомы, он имеет собственный "диагноз" болезни, свои суждения о причинах, прогнозе и лечении заболевания. Больной — это личность, отягощенная заботой о здоровье. Это страдающий человек с нарушениями физического, психического и со-циального благополучия, расстройством биопсихосоциальной адапта-ции, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. В процессе болезни изменяются отношение к себе и взаимоот-ношения с окружающими, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми. Этап отношения к болезни включает: переживания, высказывания и действия, а также общий рисунок поведения, связанные с заболевани-ем. Кардинальным критерием, определяющим отношение больного к болезни, следует считать признание ее или игнорирование, отрицание. При осознании болезни складываются соответствующие формы отно-шения к ней, ее признакам, проводимому лечению, методам обследова-ния, а также исходу заболевания. Различают следующие варианты этих отношений: · пассивно-страдательный; · активно-положительный уход в болезнь ; · спокойно-выжидательный; · активное противодействие болезни. Якубов 1977 предлагают дифференци-ровать личностные реакции больных на заболевание в том числе и от-ношения к врачу. Они различают: а содружественную реакцию, когда больные с первых дней забо-левания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное дове-рие лечащему врачу; б спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выполня-ют все назначения врача и адекватно реагируют на все его замечания; в неосознаваемую реакцию, которая, имея патологическую осно-ву, в ряде случаев выполняет роль психологической защиты; г следовую реакцию: несмотря на благоприятный исход заболева-ния, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива болезни; д негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности в отношении ле-чащего врача, медицинского персонала; е паническую реакцию, при которой они во власти страха, легко внушаемы; ж разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игно-рированием всех указаний врача. При определении типа отношения больного к своему страданию следует учитывать степень осознанности болезни. Больные могут осоз-навать свое соматическое заболевание полностью или частично так, признавая болезнь, не понимают ее тяжести и возможных исходов. Психология больного продолжение На характер реагирования на болезнь влияют три группы факторов: 1. Особенности и тяжесть самого заболевания, а также оценка болезни, существующая в населении, и степень ее усвоения больным его "медицинская грамотность". Так, злокачественное новообразование обычно вызывает чувство безысходности, обреченности; инфаркт мио-карда — страх перед новыми приступами и возможным быстрым смер-тельным исходом; СПИД, сифилис — чувство стыда и страдания и т. Реакция зависит от угрозы снижения или утраты трудоспособности, из-лечимости или неизлечимости болезни, ее продолжительности, физиче-ских страданий, предстоящей операции и т. Особенности личности больного, его темперамент и характер, тип акцентуации. Гармоничные личности легче адаптируются к трудным условиям, вызванным болезнью. Имеет значение иерархия личностных ценностей. Люди, у которых основная направленность но-сит социальный характер, легче переносят болезнь, чем те, кто слишком много внимания уделяет своему здоровью и у кого на первом месте сто-ит удовлетворение физиологических потребностей. Отношение к болез-ни зависит от особенности реагирования на стрессовую ситуацию фрустрациимеханизмов психологической защиты и компенсаторных возможностей. Социальные условия, образ жизни, труда. Важной является система отношений личности с действительностью и другими людьми в семье, на работе, лечебном учреждении. Имеют значение физические факторы, действующие на человека обстановка, одежда, звуки, цвет и прочее. Выделяют следующие типы личностного реагирования на бо-лезнь: адекватную гармоничную реакцию; переоценку тяжести забо-левания уход в болезнь ; недооценку тяжести заболевания, вплоть до отрицания его анозогнозия. Адекватная гармоничная реакция наблюдается, если характеристика адекватной реакции больного на болезнь правильно оценивает тяжесть своего состояния, мобилизуется на борьбу с болезнью. В этом ему помогают врач, психолог, социальный работник. Устанавливаются взаимопонимание, доверительные отношения с леча-щим персоналом, выполняются все терапевтические предписания, при-нимается помощь близких. Больной не теряет надежды на улучшение состояния. При тяжелом прогнозе он разумно относится к неизбежному, обдумывает завещание, в случае возможного смертельного исхода, при инвалидности — адаптируется к новым условиям жизнедеятельности. Такого отношения к болезни с помощью психотерапии, соблюдения правил деонтологии желательно достичь у всех пациентов. Обычно возникает у акцентуиро-ванных или психопатических личностей, а также при снижении интел-лекта, наличии повышенной внушаемости и самовнушаемости. Степень переоценки колеблется характеристика адекватной реакции больного на болезнь широких пределах: от легких пограничных сдвигов в психической деятельности до ипохондрического бреда, тяже-лых депрессий, суицидальных попыток. В таком случае болезнь — "условно желательное состояние", она дает какие-то преиму-щества больному. У таких пациентов есть уверенность, что они тяжело больны, даже если заболевание течет благоприятно и с хорошим про-гнозом. Эти пациенты требуют к себе повышенного внимания и неоп-равданно активного лечения, они стеничны в достижении целей, часто конфликтны и обидчивы, так как лечащий персонал, с их точки зрения, правильно не оценивает тяжести их страдания. Может наблюдаться рег-рессивно-инфантильный тип поведения: плачут, не встают с постели, требуют в постель судно для отправления своих физиологических нужд, в речи и поведении появляются детские интонации, беспомощность. У больных может психогенно состояние фрустрации нарушиться сон, аппетит, повыситься артериальное давление, участиться пульс и др. Недооценка тяжести заболевания гипогнозия и анозогнозия — отрицание ведут к снижению интереса к обследованию и лечению, иг-норированию терапевтических рекомендаций. Несмотря на серьезность заболевания, больные остаются спокойными, благодушными например, при инфаркте миокарда, туберкулезе. Существует психогенный вариант гипо- и аногнозии, обусловлен-ный механизмами психологической защиты в трудной для человека си-туации например, при подозрении на онкологическое заболевание. Некоторые больные в такой обстановке вытесняют неприятные, труд-ные для личности обстоятельства, стараются "уйти от болезни". При менее тяжелых заболеваниях встречаются пациенты, настолько захва-ченные интересами своей работы, своим долгом в отношении общества, семьи, что во имя этого игнорируют болезнь и необходимое лечение. При таких состояниях важна апелляция характеристика адекватной реакции больного на болезнь личности человека, психоте-рапевтическое характеристика адекватной реакции больного на болезнь. Необходимо помочь больному осознать случившееся, найти правильную линию поведения. Выше уже указывалось на важное значение акцентуации характе-ра в возникновении и течении заболевания. Все многообразие акцентуа-ций характеристика адекватной реакции больного на болезнь 18 по Зубарев 1980 предлагают сгруппировать в 4 типа: возбудимый, тормозимый, неус-тойчивый и ригидный. У акцентуированных личностей возбудимого экспрессивного типа преобладает сенсологический этап реагирования на болезнь. У них на первый план выступает значимость витального биологического фактора, отсюда переоценка болезни и активная направленность личности на преодоление заболевания и его последствий. У акцентуирован-ных личностей тормозимого типа импрессивных оценочный этап пре-обладает над сенсологическим. Задействованы этический и эстетиче-ский компоненты переживаний больного. Переоценка болезни, ее зна-чимости обычно не выходит за рамки адекватной, однако отмечается ослабление приспособления к новым условиям труда и быта в результа-те заболевания. При неустойчивом импульсивном типе больше выра-жен сенсологический этап при слабости оценочного, отсюда нередки колебания в оценке своей болезни. Больные этого типа обычно пере-оценивают болезнь и недооценивают ее последствия. Для ригидного торпидного типа акцентуированной личности характерно преобладание оценочного этапа над сенсологическим. Наи-большую значимость, для такого типа больных, приобретает перспекти-ва снижения или полной утраты общественно-трудовой деятельности, задействован социально-психологический уровень личности. В начале болезни часта недооценка отрицание болезни, а при неблагоприятном течении заболевания она может смениться ее переоценкой в связи с опасениями инвалидизации. Еще более ярко эти реакции выражены у психопатических дис-гармоничных личностей. У них утрачивается соответствие реакций си-ле, продолжительности и значимости раздражителей. Болезнь, вызы-вающая астенизацию может вызвать декомпенсацию психопатии с по-явлением патологических типов реагирования. Для социального характеристика адекватной реакции больного на болезнь психолога важно понимание вышеприведенных нормальных ти-пов реагирования акцентуированных личностей, так как в отличие от патологических типов реагирования психопатов он способен самостоя-тельно провести с ними психокоррекционную работу. К патологическим типам реагирования Зу-барев относят: депрессивный, фобический, истерический ипохондри-ческий. Депрессивный вариант характеризуется удрученностью болезнью, неверием в характеристика адекватной реакции больного на болезнь, возможное характеристика адекватной реакции больного на болезнь, эффект лечения, да-же при благоприятных объективных данных. В высказываниях больных звучит страх смерти при инфаркте витальный компонентпереоценка этического компонента при туберкулезе, венерических заболеванияхопасения инвалидизации при травмах профессионально-трудовой ком-понент. Могут быть суицидальные высказывания и попытки. При фобическом варианте у тревожно-мнительных личностей отмечают навязчивые опасения смерти в виде панических атак, кардио-фобий витальный компонентвоображаемых последствий болезней, искажающих внешность кожные, послеоперационные рубцы и др. Критика к навязчивостям непол-ная, характерны многообразные "защитные" ритуалы, "предупреждаю-щие" возникновение тяжелых последствий болезни. Истерический вариант представлен эгоцентрической фиксацией на собственном страдании с требованиями повышенного внимания ле-чащего персонала и родственников к "исключительно тяжелым, не-обычным" проявлениям их болезни. Ипохондрический вариант представляет гиперболически песси-мистическую оценку болезни с несоответствием между тяжестью бо-лезни и ее истолкованием. Больной сосредоточен на субъективных бо-лезненных ощущениях, преувеличивает их значение, выискивает характеристика адекватной реакции больного на болезнь опасные болезни. В картине болезни, лечебном и реабилитационном процессе все-гда присутствуют, часто неосознаваемые, механизмы психологической компенсации и защиты. О некоторых из них вытеснение, компенсация, "уход в болезнь" говорилось ранее. Эти механизмы направлены на пре-одоление причин стресса или устранение напряжения ему сопутствую-щего. Психологическая защита — это своеобразный механизм адаптив-ной перестройки восприятия и оценки — как правило, малоосознаваемо-го столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой ситуацией. Положительная роль психологической за-щиты заключается в стабилизации личности в трудных для нее услови-ях, отрицательная — в закреплении неадекватных форм поведения не из-бавляющих личность от решения имеющихся трудностей. Например, с помощью "замещения" пациент при каком-либо дефекте вследствие бо-лезни выдвигает для себя взамен недостижимой цели реальную цель, достижение которой повышает его самооценку. Этот вид психологиче-ской защиты может быть полезен для инвалидов в период решения реа-билитационных задач. Неконструктивными механизмами психологиче-ской защиты являются "бегство в болезнь" и фантазирование, при кото-рых личность уходит от реального решения трудностей. В процессе ле-чения и реабилитации больной может неосознанно использовать явле-ния "переноса", т. Знание этих механизмов позволяет врачу психологу поддержи-вать положительные элементы психологической защиты, разрушать от-рицательные, помогает больному в поисках путей к преобразованию самого себя, чтобы справиться с болезнью. Психология больного заключение Как мы уже указывали, отношение к ситуации болезни зависит от личностных особенностей заболевшего, самой болезни, социального положения пациента одинок, имеет любящую или конфликтную се-мью, занимает престижную должность и др. Личностные особенности отражены в предыдущей лекции. Характеристика адекватной реакции больного на болезнь влияния самой болезни зависит от ее параметров, затрагивающих значимые для пациента сферы деятельности. Менделевичем 1999 выделены следующие параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней: 1 вероятность летального исхода; 2 вероятность инвалидизации и хрони-фикации; 3 болевая характеристика болезни; 4 необходимость радикального или палиативного лечения; 5 влияние болезни на возмож-ность поддерживать прежний уровень общения; 6 социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшему в микросоциуме; 7 влияние болезни на семейную и сексуальную сферу; 8 влияние болезни на сферу развлечении интересов. Большое значение имеет также переживание болезни на различ-ных этапах заболевания. В премедицинской стадии болезни у больного появляются первые, едва заметные признаки дискомфорта в состоянии. Возникают вопросы: "Что со мной? С этими вопросами связываются неопределенные, хаотиче-ские воспоминания, фантазии, переживания. Если больной делится своими опасениями с характеристика адекватной реакции больного на болезнь из родственников или знакомых, то часто получает взаимоисключающие советы. В начальной стадии болезни, когда ее симптомы становятся явст-веннее, появляются негативные эмоции в виде тревоги, страха, растерян-ности. Преобладает сенсологический этап переживания болезни с фикса-цией на различных болезненных ощущениях. Больные напряженно ждут результатов обследования, анализов. Снижается их социальная актив-ность, резко ограничиваются привычные контакты из-за госпитализации, происходит изоляция от семьи, работы, появляются неуверенность в про-гнозе заболевания для семейного и служебного функционирования про-фессионально-трудовой компонентдля жизни витальный компонентдля изменения взглядов окружающих этический и эстетический компо-ненты. Наряду с этим, встречается беспечность и недооценка угрозы по-следствий заболевания. Имеет значение острота и тяжесть болезни. В стадии разгара болезни, несмотря на интенсивность болевых ощущений, больные принимают факт болезни и начинают к ней при-спосабливаться, адаптируются к больничной среде. На смену тревоге и растерянности приходит успокоение. Больные поддерживают в себе на-дежду на выздоровление, в той или иной мере сотрудничают с лечащим персоналом. Отношение к терапии может быть разным: одни больные охотно выполняют характеристика адекватной реакции больного на болезнь рекомендации, другие — их игнорируют, третьи — индифферентно к ним относятся. Если ожидания больных от-носительно течения заболевания и эффектов лечения оправдываются, то такие больные не представляют проблем для врачей и психологов. При неблагоприятном развитии событий, повторных обострениях болезни, ее хронификации, у больных возникает чувство обманутых надежд, снова усиливаются тревога, страх за исход заболевания, возможны неадекватные реакции относительно лечащего персонала, конфликты с ним. В таких случаях необходимо понимание персоналом психологиче-ской подоплеки подобных реакций больных, исключение самых ни-чтожных поводов для подкрепления их нежелательного поведения, ра-бота по успокоению и вселению веры в выздоровление. У части боль-ных возможно явление госпитализма — больной привыкает к жизни в условиях больницы, не стремится покинуть ее, концентрируется на бо лях, пессимистично оценивает перспективы выздоровления, не борется с болезнью, иногда демонстрирует регрессивно-инфантильное поведе-ние с рентными установками. Может характеристика адекватной реакции больного на болезнь патологическое развитие личности. Выделяют следующие типы патологического развития: 1 преобладание безнадежности, пассивности или раздражитель-ности; 2 чрезмерная фиксация на болезненных ощущениях, состоянии здоровья, поиске новых медикаментов и средств лечения; 3 эгоцентризм, гиперстеничность, направленные на извлечение выгод и преимуществ из своего болезненного состояния. К счастью, наиболее характеристика адекватной реакции больного на болезнь исход болезни — выздоровление ком-пенсация патологических расстройств и нарушенных функций. Выздо-ровление может быть полным и неполным — с остаточными явлениями болезни, которые не обеспечивают оптимального приспособления к ок-ружающей среде. Выздоровление имеет биологическую и социально-психологическую стороны, которые не всегда совпадают. Часто физически уже здоровый че-ловек, чувствует себя еще больным. Выздоровление после тяжелого за-болевания всегда сопровождаются переживанием обновления своих возможностей, даже с эйфорией. Иногда наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них. Затяжные формы болезней способствуют ипохондричности и тревожной мнительности. При увечье инвалидизации первичная адапта-ция может быть неустойчивой, физический недостаток может пережи-ваться и вести к психогенному развитию личности с уходом в болезнь, с новыми эталонами поведения, перестройкой системы жизненных оце-нок. Подобное негативное развитие событий необходимо предупредить, включая компенсаторные механизмы психологической реабилитации см. Таким образом, психологическая оценка больными своего выздоровления может выражаться следующими вариантами: · полной осознанностью и адекватным пониманием; · частичной осознанностью и недостаточным пониманием оценкой переживаемого заболевания ; · отсутствием осознанности; · извращенной оценкой у больных с патологическим развитием личности. Как видно из вышеизложенного, психологическая составляющая болезни играет важную роль в выздоровлении. По ходу лекций мы пы-тались показать отдельные элементы психологической коррекции от-ношений больных к болезни и лечению. Сейчас мы подчеркнем основ-ные направления психокоррекционной работы. Итак, нормализация понимания болезни, правильная оценка и от-ношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, характеристика адекватной реакции больного на болезнь также влиянием на окружающего больного среду. Апелляция к личности осуществляется путем психологического воздействия на сенсологический и оценочный этапы: ослабление дис-комфортных явлений и болей, дезактуализацию значимости витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудового компонентов в переживании болезни. Большое значение при-обретает нормализация эмоциональных реакций на проявление заболевания, снятие эмоциональной напряженности, состояний тревоги и мни-тельности — это повышает психологическую устойчивость больного. Этой же цели достигают созданием в лечебном учреждении благоприятного психологического климата, разумного влияния на больного ав-торитетных родственников, друзей, врача, психолога, социального ра-ботника. Все это относится к области психотерапии. Психотерапевтическими методами устраняют болезненные симптомы, изменяется отношение к своему заболеванию, к себе и окружающей среде. Наиболее адекватна так называемая рациональная пси-хотерапия разъясняющего, успокаивающего, активирующего характера, косвенное внушение с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и тяжести заболевания. Основные цели психотерапии: разъ-яснение роли самого больного в успешности лечения и реабилитации, коррекция масштаба переживаний, активирование в лечении, подавление отрицательных реакций эгоцентризма, ухода в болезнь, безразличие и др. Следует также ис-пользовать метод лечебной перспективы — это принцип целей и путей к здоровью Главная задача — перестройка отношений личности больного путем характеристика адекватной реакции больного на болезнь и целенаправленного перевоспитания. Снятие остроты психологической реакции на болезнь в ее начальном периоде, путем разъяснения больному ее природы, методов обследования, лечения, перспектив выздоровления ведет к усвоению, избавлению его от тревоги и заблуждений, способствует установлению доверительных отношений с врачом психологомделает участником лечебного процесса. Необходимо привести ожидание больного в соответствие с реальностями терапевтической ситуации. Знание системы цен-ностей больного, т. Не нашли нужную информацию? Воспользуйтесь поиском по google: studopedia. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения использования!

Смотри также