Рациональное и иррациональное проблемы их взаимодействия


Диссертация на тему «Единство и динамика рационального иррационального в символизме культуры» автореферат по специальности ВАК 09. Противостояние и взаимосвязь рационального иррационального в символизме культуры. Рациональность иррациональность в концепциях символа. Введение диссертации часть автореферата На тему "Единство и динамика рационального иррационального в символизме культуры" Актуальность темы исследования. Это приводит не только к осознанию гносеологического единства, но и к релятивизации понятий рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия иррационального, к онтологизации последнего т. В результате понятия «рациональность и « иррациональность» становятся деятельностными формами, установками антропологического сознания и ценностями культуры, институциализируются, порождая противостояние идеологий рационализма иррационализма. Противостояние установок рациональности иррациональности, наблюдающееся с древних времен, отражается в истории и философии культуры как динамика преобладания одной из них над другой; так господство религиозного иррационализма в средневековой культуре сменилось господством научного рационализма в Новое время. Но в Х1Х-ХХ веках начинается процесс возрождения иррационализма в культуре и философии; он начинается с кризиса в естествознании, связанного с концептуальными и гносеологическими трудностями в квантовой механике символизация иррациональных факторов поведения элементарных частиц. Таким образом, рассмотрение единства и динамики рационального иррационального в символизме культуры может быть обозначено как кризис культуры в целом, как её дисгармонизация и дестабилизация, приводящие к неоправданным социальным и внутрикультурным противостояниям. Поэтому культурно-философский анализ кризисов такого рода, позволяющий уточнить подлинную природу установок рациональности иррациональности в символической культуре, поможет выйти на понимание механизма их функционирования взаимодействия в единстве и выявление средств их преодоления. Объект исследования - символизм европейской культуры. Предмет исследования - функциональная природа символа культуры, рассмотренная через генезис оппозиции рационального иррационального. Функциональная природа символа культуры выражается через диалектизм рационального иррационального, который развертывается в разных формах понимания их единства и в разных содержательных контекстах; культурно-историческая и культурно-философская динамика этого диалектизма проявляется в циклическом смещении фокуса значимости с одного момента на другой. Степень научной разработанности проблемы. Проблема анализа единства понятий рационального иррационального в рамках символа рассматривалась в работах Природа научной рациональности рассматривалась в работах Проблему вненаучного знания в философии науки рассмотрели Проблема рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия рационального иррационального анализировалась в классических работах Немецкие философы Циммерли Ленк, французский ученый Башляр, английские философы Невтон-Смит вводят проблему рациональности в центр своего научного дискурса. Индивидуально-мистические основания рациональности разрабатывались в трудах Проблемы взаимосвязи рациональности иррациональности в науке были изучены в трудах Психологический аспект культурного символизма разрабатывали 3. Концепции рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия символизма были созданы Для автора данной диссертации оказались важными темы, разрабатываемые в работах представителей ростовской философской школы: рассмотрением ментальной природы символа занимались Липовой, взаимосвязи античной культуры и европейской цивилизации Драч, проблемой соотношения рационального и внерационального Зыков, проблемой анализа единства понятий рационального иррационального в рамках символа Матяш, проблемой форм кодирования культуры в контексте внерационального Свирепо, соотношением рационального и мифологического Паниотова, рациональным иррациональным в мотивах человеческого поведения Рябова, проблемой труда и рациональности Золотухин, проблемой рациональности и творчества Попов, историей исследования по культуре символа Шишова, проблемой культурно-исторического смысла времени Штомпель, проблемой научной рациональности Цель диссертационного исследования - анализ единства и динамики рационального и рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия в символизме культуры. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 1. Рассмотреть рациональные иррациональные проявления в культуре донаучного периода и формирование концепции научной рациональности. Проанализировать формирование научной рациональности как познавательного идеала. Выявить методологические проблемы определения понятий « рациональность» и « иррациональность». Описать структурно-функциональную природу символа. Рассмотреть западные философские и культурфилософские традиционные представления о функции и роли символа в культуре. Предложить типологию концепций символа. В исследовании использованы методы сравнительного анализа, историко-генетической реконструкции, моделирования, системно-структурный подход, структурно-функциональный подход. Научная новизна исследования выражена в следующих пунктах: 1. Рассмотрено противостояние донаучных иррациональных и рациональных проявлений в культуре символизма и механизм формирования концепции научной рациональности. Проанализирован генезис рациональности, как идеала и критерия философского и естественнонаучного познания, рационализма, как научной идеологии, и проявлений иррационализма в научном знании. Описана структурно-динамическая модель символа как единства и взаимообусловленности моментов рациональности иррациональности. Рассмотрена роль символа в культуре как средства формирования рационального или иррационального образа мира. Предложена типология концепций символа в рамках шкалы преобладания рациональности иррациональности в схеме их взаимодействия. Основные положения, выносимые на защиту: рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия. В донаучный период единство и взаимосвязь иррационального и рационального проявляется в борьбе мистико-символической например, неопределенных, непроверяемых и ничего не рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия ритуалов гадания и практической т. С возникновением науки и концепции научной рациональности ведущей становится проблема разграничения этих двух моментов и выявления основания их связи. Устойчивая тенденция к рационализации иррациональных проявлений в культуре, обусловленная развитием науки, отразилась в поисках абсолютных оснований научной рациональности, сначала на основе богословских учений субстанциязатем - на основе качеств абсолюта трансцендентное и, наконец, на основе абсолютизации теории, утвердив, тем самым, рациональность в качестве познавательного идеала и заложив основы рационализма, как научной идеологии. Но в XX веке возникает тенденция к ослаблению научного рационализма в связи с иррационализацией современного научного знания и кризисом в философии, естествознании и в культуре в целом. Проблема соотношения понятий « рациональное» и « иррациональное» привела к пониманию диалектической единство оппозиций и контекстуальной разноплановость природы символа; в результате, определения этих понятий свелись к выведению одного из них из другого, как основания, к логизации, онтологизации и психологизации определений символа и к построению узкодисциплинарных его концепций философских, культурологических, антропологических, семиотических и др. На новом этапе структура символа понимается уже как единство взаимообуславливающих моментов - рационального иррационального, в основании которого лежит абстрактно-онтологическое, теоретико-знаниевое или интеллектуально-деятельностное единство, а задача заключается в объяснении того, как, в ходе порождения одного из них другим, формируется образ мира, гармонично соединяющий узкодисциплинарные концепции рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия. В рамках культур-антропологии главной функцией символа становится построение образа мира, посредством рационализации иррационального или наоборот т. Кантус помощью рефлексии. Наиболее подходящей сферой реализации так понимаемого символа становится искусство, и в результате в нем появляется модерн, авангард и постмодерн; в философии возникают мистико-индивидуалистические направления « философия жизни», « экзистенциализм» и т. В свете проведенного исследования, современная типология концепций символа может выглядеть так: абстрактно-онтологический подход осознание абсолюта русских религиозных философов ; схематическо-семиотическое направление метафорическая формализация абсолюта - в структурном и диалектическом вариантах ; формально-диалектический подход предметное единство на базе диалектической методологии ; смыслодинамический подход символ как интеллектуальное средство смыслопостроения ; деятельностный подход символ как средство социальной самоорганизации. Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия функциональную природу символической рациональности иррациональности в историческом, гносеологическом и онтологическом поле культуры. Отдельные результаты исследования могут быть включены в курсы лекций по дисциплинам: « Мировая культура искусство», « Культурология», « Методы научных исследований», « Философия», « Философия Востока». Основные положения работы были представлены на Четвертом Российском философском конгрессе « Философия и будущее цивилизации», на Третьем Российском культурологическом конгрессе с международным участием « Рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия в пространстве традиций инноваций», в выступлениях на научных семинарах СКНЦ ВШ ЮФУ, кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» РТИСТ ЮРГУЭС. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка из 190 наименований, из них 29 на иностранных языках. Общий объем диссертации 161 страница. Заключение диссертации по теме "Философская антропология, философия культуры", Федорович, Екатерина Валерьевна ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема взаимосвязи и единства рациональности иррациональности в символизме культуры давно является одной из ключевых не только в современной философии науки, но и в философии культуры и в социальной философии. Сами символы в культуры многообразны, их структуры и функции составляют сложную ткань самого символического и культурного пространства. Западная и отечественная традиции в фокусе пристального научного внимания постоянно фиксирует проблему символа, его трактовку, структуру и функции. В разных культурных традициях в силу специфики условий их формирования один и тот же символ может иметь различные значения в процессе своего формирования рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия развития символ может дополняться новыми значениями исключать старые. В отечественной философской и культурфилософской традиции символ предстает как специфическое диалектическое единство, рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия концентрируется в актуализации социокультурного смысла. Символ в современной культуре - это не идея, не образ, взятые по отдельности, а нечто третье - нечто новое и оригинальное, уже не делимое на идею и образ - идейная образность или образная идейность, включающие в себя рациональное иррациональное. Именно благодаря этой явленной идейной образности или образной идейности с единым замкнутым в себе значением и отчетливо выраженной границей символ всегда легко может быть выделен из окружающего его культурно-исторического контекста, могут определены его рациональные иррациональные составляющие. Динамика рационального иррационального в символе проявляет себя как в индивидуальном плане - через иррационализацию абсолютизированных норм рационального и через рационализацию еще не понятого, не познанного и не освоенного; и в социокультурном плане - через борьбу и циклическое преобладание в культуре рациональности иррациональности как идеалов и критериев познания. Можно сделать вывод о том, рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия мысль человека рациональное неотделима от эмоций, чувств человека иррациональногокоторые сопрягаются через символическое в культуре. Природа креативности человека также напрямую связана не с рациональностью, мышлением, рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия с бессознательными психическими процессами - еще одной гранью иррационального в культурной антропологической деятельности. Символическая рациональность иррациональность в современной культуре - это всегда открытый образ постоянно становящейся культуры, его смысл никогда не сводим к одному определенному значению, он всегда - веер возможностей, смысловых культурных перспектив. Этот веер потенциальных возможностей культуры именно посредством символической рациональности иррациональности нередко парадоксальным образом связывает противоположности: культура в зависимости от ситуации « меняет лики» - начинает представлять совершенно различные по своей природе явления. Рациональность и рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия в символизме современной культуре - это не рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия неисчерпаемая смысловая глубина, но и ее многоуровневость или многомерность, которая становится другим аспектом культурной полисемантичности. Многоуровневость или многомерность означает способность символической рациональности иррациональности в культуре быть рассмотренными и постигнутыми в различных системах взаимосвязанных потенциальных значений, каждое из которых образует предельно ясно очерчиваемую и нередко вполне автономную смысловую организацию. Символическая рациональность иррациональность - это образное представление идеи, рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия одной стороны, обладающее внутренней определенностью, а с другой - потенциальной бесконечностью смысловых перспектив, никогда не исчерпывающихся той или иной фиксированно-данной интерпретацией. Сущность символической рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия иррациональности в современной культуре состоит в единстве этих противоположностей. Столкновение различных концепций символической рациональности иррациональности в современной философии культуры побуждают философов вносить постоянные коррективы в одностороннее понимание рациональности иррациональности в культуре, включая в нее исторические, социокультурные измерения и типологию символической рациональности иррациональности. Проблема символического единства культуры проявляет себя на всех уровнях организованности человеческого сознания: языковом, социальном, познавательном, культурном. Поэтому проблема символической рациональности иррациональности должна рассматриваться гораздо шире, чем методологическая проблема в философии науки и философии культуры: Глубинные корни проблемы научной рациональности лежат. Многообразие подходов к пониманию рациональности иррациональности, их символизация в современных культурных контекстах предполагает необходимость в поиске оснований их единства. Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия, Екатерина Валерьевна, 2012 год 1. Антология мировой философии в 4 томах, т. Философия творчества, культуры искусства в 2 т. Английская буржуазная философия XX века. Символический обмен и смерть. Культура и массовая коммуникация. Сочинения в 2-х томах, т. Сочинения в 2 т. Перспективы научной рациональности в XXI веке, электронный ресурс. Репринт V издания 1899. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками,- О кризисе в физике электронный ресурс. Эволюция понятия науки XVII-XVIII вв. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Научная рациональность и философский разум. Воображаемая предметность и воображаемая деятельность: к педагогике воображения, электронный ресурс. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Собрание сочинений в 6 т. Иррационализм как мировоззренческая основа творчества электронный ресурс. О кризисе физики в XX веке электронный ресурс. От истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа электронный ресурс. Рациональность как предпосылка и принцип европейского образования. Ростов-на-Дону, 1999 электронный ресурс. Кризис физики: мудрая необходимость или нелепая случайность? Собрание сочинений в 8 т. Рациональность в познании и практике. Понятие о субстанции и понятие о функции. Введение и постановка проблемы. Символизм современной европейской культуры концептуальный анализ. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. Введение в марксистскую гносеологию. Киев, 1966,- 290 с. Социокультурный рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия науки Нового Времени. Сочинения в 2 т. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века: Учеб. Логика и методология науки. XX век : Словарь. Философская рациональность как проблема эпистемологии Эдмунда Гуссерля. К вопросу о влиянии Канта на формирование гуссерлевской модели конституции. История науки и ее рациональные реконструкции электронный ресурс. Сочинения в 4 т. Сочинения в 3 т. Проблема символа и реалистическое искусство. Отделение литературы и языка. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Как я понимаю философию электронный ресурс. Классический и неклассический идеалы рациональности. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Философские концепты как рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия гибкой рациональности: трансформация от античности до нашего времени. Сознание как единство нерефлексивности и рефлексивности. Очерки по психологии исследования. Новые образы познания и реальности. Рациональное иррациональное : историко-теоретический очерк. Очерки истории западноевропейского иррационализма. Введение в социальную и культурную антропологию: Учебное пособие. Идеалы рациональности в современной науке электронный ресурс. Избранные философские произведения,- Плотин: Избранные трактаты в 2 т. « Схема» и « символ»: на пути к не-дискурсивной концепции мышления электронный ресурс. Логика и рост научного знания. Постмодерн: общие идеи электронный ресурс. История русской семиотики до и после 1917 г — Рациональность историческое единство научного знания: Гносеологический аспект. Человеческое познание: его сфера и границы. Кие: Ника- Центр, 1997. Рациональность как предмет исследования. Росс JL, У орд Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Перманентный концептуальный кризис физики обусловлен тем, что физика еще не стала аксиоматической наукой электронный ресурс. Словарь культуры XX века. Проблема символа в современной философии электронный ресурс. Ереван, 1987,- 196 с. Диалектика символа и знака в теории культуры и теоретической биологии электронный ресурс. Современный философский словарь под ред. Сочинения в 2 т. Кризис европейского научного разума. Избранное: Эволюция культуры,- Избранное: Наука о культуре. Фейербах: Избранные философские произведения в 2 т. Философия Канта и современность: Сборник научных трудов. Философия от античности до современности электронный ресурс. О дивинации электронный ресурс. Рациональность как ценность культуры: традиции и современность,- Собрание сочинений в 6 т. Мир как воля и представление. Собрание сочинений в 6 т. Мир как воля и представление. Закат Европы: в 2т. Издательство "Ренессанс" СП "ИВО-СиД", 1991. Человек и его символы. Свет и тень рационализма, или Почему так печален был Дон Кихот? An introduction to anthropology. An essay of man. The Thecry of Man. Досократики Казань, 1914-1919 171. Die phänomenologische Philosophie Edmund Husserls in der gegenwartigen Kritik. Culture, a critical review of concepts рациональное иррациональное проблемы их взаимодействия definitions. Papers of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology, Harvard University, 47 I : 1-223. Typen und Systematik der Rationalist. In: Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalitat. The study of man. Phenomenologie de la perception. Probleme, Bezugnahmen und Interpretation. Signs, Language and Behavior. Editorial preface to Studies in the science of society, presented to Albert Galloway Killer. A study of archeology. Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций OCR. В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет. Научная электронная библиотека disserCat — современная наука РФ, статьи, диссертационные исследования, научная литература, тексты авторефератов диссертаций. ООО "Научная электронная библиотека", г.

Смотри также