Структура деятельности и виды


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. МОТИВАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. МОТИВАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ. Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена сопутствующего, побочного явления. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс. Выдающийся отечественной психолог Леонтьев предлагает следующие определения деятельности:«Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т. Иными словами, деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. При определении деятельности и характеристике ее основных свойств особое значение имеет раскрытие соотношения двух понятий— «деятельность» и «активность». Под активностью обычно понимают практически любую форму взаимодействия субъекта со средой. В этом значении активность выступает родовой категорией по отношению к понятию «деятельность». Формы и проявления активности крайне разнообразны и структура деятельности и виды по очень многим основаниям. Различают поведенческую и деятельностную активность, осознаваемую и неосознаваемую, адаптивную и дезадаптивную, ситуативную и надситуативную, конструктивную и деструктивную и др. Термин «активность» может структура деятельности и виды также как по отношению к личности в целом, так и ее отдельным подсистемам и даже функциональным органам например, анализаторам. «Активность» как максимально обобщенная категория, описывающая всю совокупность форм взаимодействия человека со средой, наиболее адекватно раскрывается с позиций ее уровневого понимания. Согласно данной трактовке, все основные формы активности одновременно выступают и как ее основные уровни, которые в свою очередь образуют определенную иерархию. Высший уровень в ней — поведенческая, социально-детерминированная активность личности: структура деятельности и виды — активность локальных подсистем индивида анализаторных, моторных, гомеостатических и др. Таким образом, деятельность можно определить как форму активного отношения субъекта к действительности, направленную на достижение сознательно поставленных целей и связанную с созданием структура деятельности и виды значимых ценностей или освоением социального опыта Деятельность — не просто одна из форм отношения, это очень специфическая форма отношения, имеющая только ей структура деятельности и виды особенности. Основную характеристику деятельности представляет ее предметность. Понятие предмета содержится в самом понятии деятельности. Выражение «беспредметная деятельность» лишено всякого смысла — деятельность не может быть беспредметной, она может лишь казаться таковой. Предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично — как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, структура деятельности и виды осуществляется в результате деятельности субъекта иначе осуществиться не может. Второй специфической особенностью деятельности является то, что она регулируется не потребностями человека как таковыми, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата стремлением изготовить какой-либо продукт, получить знания и т. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека импульсивной, непроизвольной активности. То, почему человек действует определенным образом, не структура деятельности и виды с тем, для чего он структура деятельности и виды. Возникает важнейший деятельностный феномен — явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности. Третье специфическое свойство деятельности состоит в ее социальной обусловленности. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, — общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов. Однако это не значит, что деятельность лишь персонифицирует отношения общества и его культуру. Данные понятия связываются между собой сложными трансформациями и переходами, и структура деятельности и виды сведение одного к другому невозможно. И, наконец, четвертая особенность деятельности заключается в ее системности. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы. Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа — внешнего предметно-действенного и внутреннего собственно психологического. Главное, что отличает одну деятельность от другой — это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Он может быть вещественным идеальным, структура деятельности и виды в восприятии и существующим только в воображении, в мысли, структура деятельности и виды главное, что он всегда отвечает той или иной потребности и является обязательным условием деятельности. Деятельности без мотива не бывает: «немотивированная» деятельность — это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Основными «составляющими» деятельности выступают осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. Подобно тому, как понятие мотива соотносится с понятием деятельности, понятие цели соотносится с понятием действия. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит как бы расщепление прежде слитых между собой в мотиве функций. Функция побуждения полностью сохраняется за мотивом. Функция направления представляется иначе: действия, осуществляющие деятельность, побуждаются ее мотивом, но являются направленными на цель. Выделение целенаправленных действий в качестве составляющих содержание конкретных деятельностей обусловливает постановку вопроса о связывающих их внутренних отношениях. Как было отмечено ранее, деятельность не является аддитивным процессом. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Если из нее мысленно исключить осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Эту мысль можно выразить иначе: любой конкретный процесс — внешний или внутренний — со стороны отношения к мотиву выступает в качестве деятельности человека, а со стороны отношения к цели — в качестве действия или совокупности действий. Вместе с тем деятельность и действие представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Действие относительно самостоятельно: оно может осуществлять разные деятельности и переходить из одной деятельности в другую. Структура деятельности и виды значение имеет то, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно — они даются в объективных обстоятельствах, — однако выделение структура деятельности и виды осознание целей представляет собой не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием. Важная сторона процесса целеобразования состоит также в конкретизации цели, т. Помимо своего интенционального аспекта что должно быть достигнуто? Иными словами, осуществляющееся действие отвечает задаче: задача — это цель, данная в определенных условиях. Структура деятельности и виды действие имеет особую «образующую» — способы, какими оно осуществляется. Способы осуществления действия Термины «действие» и «операция» часто отождествляются. Однако в контексте психологического анализа деятельности их четкое различение совершенно необходимо. Действия соотносительны целям, операции — условиям. Если цель остается неизменной, а условия, в которых она дается, претерпевают изменения, то меняется именно операционный состав действия. Таким образом, в общем потоке деятельности, который образует человеческую жизнь в ее высших, опосредствованных психическим отражением проявлениях, анализ выделяет отдельные структура деятельности и виды, соотносимые с пробуждающими их мотивами: действия, подчиняющиеся сознательным целям, и операции, непосредственно зависящие структура деятельности и виды условий достижения конкретной цели. Эти «единицы» человеческой деятельности и образуют ее макроструктуру. Деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни тогда она превратится в действие, реализующее, может быть, совсем другое отношение к миру, другую деятельностьдействие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью, наконец, действие может трансформироваться в способ достижения Цели, в операцию, способную реализовать различные действия. Подвижность отдельных «образующих» системы деятельности выражается еще и в том, что каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно структура деятельности и виды. Так, в ходе достижения общей цели может происходить выделение промежуточных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных последовательных действий, — это особенно характерно при осуществлении действия в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся операций. Противоположный процесс имеет место в том случае, когда объективно достигаемые промежуточные результаты сливаются между собой и перестают осознаваться субъектом. Выделение в деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное значение для решения проблемы единения внешних и внутренних по своей форме процессов деятельности. Имеются отдельные деятельности, все звенья которых являются внутренними, например познавательная деятельность. Встречаются случаи, когда внутренняя деятельность, отвечающая познавательному мотиву, реализуется внешними по своей форме процессами структура деятельности и виды это могут быть либо внешние действия, либо внешние двигательные операции. То же относится и к внешней деятельности: некоторые из осуществляющих внешнюю деятельность действий и операций могут иметь форму внутренних, умственных процессов. Общность макроструктуры внешней, практической, и внутренней, теоретической, деятельности позволяет осуществлять ее первичный анализ, абстрагируясь от формы, в которой она протекает. Выделение в деятельности действий и операций не исчерпывает ее анализа. За деятельностью и регулирующими ее психическими образами открывается грандиозная физиологическая работа мозга. Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную игровую деятельность. Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Учебная деятельность — процесс усвоения предметных и познавательных действий. Игра— особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развития ее мотивационно-потребностной сферы. Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для учебной игровой деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении структура деятельности и виды социально выработанного опыта, знаний и т. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность. Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью. Изучая связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической практикой людей, психологи сочли целесообразным выделение индивидуального и совместного видов деятельности. В отличие от индивидуальной деятельности, реализуемой одним человеком, совместная деятельность осуществляется так называемым коллективным субъектом, т. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая инструментальная дифференциация участников, наличие управляющего и организующего компонента структура деятельности и виды лидера или руководителя. Структура деятельности и виды деятельность внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например на непосредственно-совместную — «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность структура деятельности и виды. Практикуется также предельно общее дихотомическое разделение видов деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято считать также, что между внешней и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности структура деятельности и виды внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания. Сложным является в психологии вопрос о соотношении понятий «поведение» и «деятельность», Одни исследователи используют эти термины как синонимы, другие, наоборот, прямо противопоставляют структура деятельности и виды друг другу, подчеркивая при этом выраженный активный характер деятельности и реактивный как ответ на воздействие окружающей среды характер поведения. В самом общем виде под поведением понимают извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения вида. В то же время, когда говорят о поведении человека, всегда подчеркивают его общественный характер и социальную обусловленность. Таким образом, поведение человека приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. На уровне общественно-детерминированной деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу и другим людям, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное от лат. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, структура деятельности и виды, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество. Если критерием девиантного поведения является структура деятельности и виды, то критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т. В современной психологии термином структура деятельности и виды «мотивирующий фактор» обозначаются совершенно разные явления, такие как инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, жизненные цели идеалы. Леонтьев считал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. Структура деятельности и виды потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не зафиксирован. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает предметность, а воспринимаемый представляемый, мыслимый предмет — побудительную и направляющую деятельность функции, сообщающую ему статус мотива. В отличие от потребностей у животных, развитие которых зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности человека порождаются развитием производства. Иначе говоря, потребление опосредствуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным представлением. В этой отраженной форме предмет и выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива. Таким образом, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов. Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Их совпадение вторично: результат структура деятельности и виды целью самостоятельной побудительной силы или итог осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели. В отличие от целей мотивы структура деятельности и виды не структура деятельности и виды субъектом: в момент совершения тех или иных действий мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Несмотря на то, что нам бывает нетрудно привести их мотивировку, эта мотивировка не всегда содержит в себе указание на действительный мотив. Когда мотивы не осознаются, структура деятельности и виды. Леонтьев выделил две основные функции мотивов: побуждение и смыслообразование. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. Другие, выполняя роль побудительных факторов — порой остро эмоциональных, аффективных,— лишены смыслообразующей функции; такие мотивы Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности,— иерархию структура деятельности и виды. На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду объяснить поведение человека. Результатом этого интереса являются многочисленные структура деятельности и виды мотивации, количество которых насчитывает не один десяток. В настоящее время данная проблема не утратила своей актуальности, скорее наоборот. Это связано с растущими запросами практики: в сфере производства вопросы активизации и управления поведением человека, проблемы оптимизации использования человеческих ресурсов становятся все более важными и насущными. Тем не структура деятельности и виды исследования мотивации далеки от окончательного решения всех вопросов. Наиболее популярной и широко используемой является теория американского психолога, одного из основателей гуманистической психологии Он разграничил не отдельные мотивы, а целые группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких и высших уровней трактуются как не менее инстинктоподобные врожденныечем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. Деятельность не столько «толкается изнутри», сколько привлекается извне возможностью удовлетворения. Основной идеей классификации Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня. Иерархическая модель мотивации Маслоу состоит из пяти уровней: физиологические потребности — голод, жажда, сексуальность и т. Иерархия потребностей начинается с физиологических потребностей. Далее следуют потребности безопасности и потребности в социальных связях, затем потребности самоуважения и, наконец, самоактуализации. Самоактуализация может стать мотивом поведения, лишь, когда удовлетворены все остальные потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает низшая потребность. Из всех мотивов основной интерес Маслоу обращен на потребности самоактуализации. Исследователь пишет: «Даже когда все эти потребности удовлетворяются, мы все же часто можем ожидать, что если индивид не занимается структура деятельности и виды, для чего он предназначен, то вскоре возникнут новые неудовлетворенность и беспокойство. Чтобы находиться в согласии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник рисовать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией. Она означает желание человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть». Мюррей, создатель известного тематического апперцептивного теста ТАТпопытался систематизировать различные теоретические подходы и понятия в изучении мотивации. С его точки зрения, центральными, соотносящимися друг с другом понятиями следует считать потребность со стороны личности и давление со стороны ситуации. Мюрреем были определены различные основания для классификации потребностей. Во-первых, выделяют первичные потребности — в воде, пище, сексуальной разрядке, избегании холода и др. Мюррей добавил к ним также потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения. Первичные потребности, в отличие от вторичных, базируются на органических процессах и возникают или циклично едаили в связи с необходимостью регуляции избегание холода. Во-вторых, потребности подразделяют на позитивные поиск и негативные избеганиена явные и латентные. Явные потребности свободно и объективировано выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются или в игровых действиях полуобъективированоили в фантазии субъективировано. В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения: конфликтовать друг с другом, подчиняться одна другой и т. Давление определяется ученым следующим образом: «. При структура деятельности и виды давления имеет смысл различать: альфа-давление — то актуально существующее структура деятельности и виды, которое структура деятельности и виды установить научными методами; бета-давление, представляющее собой интерпретацию субъектом структура деятельности и виды им феноменов». Потребность и давление содержательно соответствуют друг другу, их взаимодействие называется темой, которая представляется Мюрреем структура деятельности и виды подлинная единица анализа активности человека. В концепции мотивации Макклелланда рассматриваются три структура деятельности и виды группы потребностей: во власти, в успехе, в причастности. Впервые в систему побудителей структура деятельности и виды активности вводится потребность во власти как таковой. Она рассматривается как синтетическая и производная от потребностей в уважении и самовыражении. Потребность в успехе или мотивация достижения — вторая базовая потребность личности. Автор одним из первых показал, что человеку свойственно не просто «хотеть чего-то», но и определять для себя уровень овладения объектом своего желания — вырабатывать собственную «планку» достижений; таким образом, сама по структура деятельности и виды потребность в успехе а через него — в признании со стороны структура деятельности и виды является общей для всех, однако мера ее развития различна. Макклелланд полагал, что от степени развития этой потребности зависят достижения человека и в конечном счете — процветание и могущество той или иной страны. В «теории ожидания» Врума важное место в организации поведения человека отводится оценке личностью вероятности определенного структура деятельности и виды. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения в данной теории особое внимание уделяется трем основным взаимосвязям. Во-первых, это ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Если человек чувствует, что между ними существует прямая связь, то мотивация возрастает, и наоборот. Во-вторых — это ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений, т. Структура деятельности и виды между ними существует прямая связь и человек ясно видит это, то его мотивация увеличивается. В-третьих — это субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения. Валентность означает предполагаемую ценность удовлетворения или неудовлетворения, возникающего вследствие определенного вознаграждения. Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. Структура деятельности и виды всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Мотивация определяется как процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, структура деятельности и виды на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих избирательность отношений структура деятельности и виды активности человека и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Направленность как подструктура личности включает в себя различные побуждения: ее мотивы, потребности, диспозиции, интересы, стремления, намерения, идеалы, нормы, самооценки, оценки других людей, уровень притязаний, установки и т. Одни из структура деятельности и виды компонентов являются доминирующими, другие выполняют второстепенную роль. В качестве побудителей человеческого поведения, представляющих собой мотивационную сферу личности, выступают влечения, установки, желания, интересы, склонности, идеалы и мировоззрение. Влечение — первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием. В отечественной психологии влечение рассматривается как этап формирования мотива поведения, т. Таким образом, влечения обусловливаются не только биологическими, но и социальными факторами. Кроме того, в отечественной науке господствует мнение, что у человека с развитым сознанием влечения как мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему придается ведущая роль в активности и регуляции поведения человека. Установка — неосознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности. Установка чаще всего складывается в структура деятельности и виды неоднократного структура деятельности и виды ситуаций, в которых человек реагировал определенным образом. Узнадзе разработал теорию, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют направленность поведения субъекта до тех пор, пока поведение не наталкивается на те или иные препятствия. В этих случаях неосознанное поведение прерывается, и начинают действовать сознательные механизмы объективизации. Возникшие затруднения привлекают внимание и осознаются. После сознательного нахождения нового режима регуляции управление поведением вновь осуществляется подсознательными установками. Эта непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и более экономное взаимодействие сознания и бессознательного. Желание — одна из форм мотивационного состояния, основанного на осознанной по содержанию потребности, которая еще не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить желание возникает состояние фрустрации, которое сопровождается разочарованием, тревогой, раздражением, отчаянием и структура деятельности и виды. Интерес — форма проявления познавательной потребности, выражающаяся избирательным отношением личности к объекту структура деятельности и виды силу его жизненного значения и эмоциональной структура деятельности и виды. Способствуя ориентировке, ознакомлению с чем-то новым, более полному и глубокому отражению действительности, интересы структура деятельности и виды направленность личности на осознание целей деятельности. По содержанию интересы могут быть материальными к жилищным удобствам, красивой одежде и др. По объему их можно разделить на широкие и узкие. Они могут быть также глубокими и поверхностными, устойчивыми и неустойчивыми. Оценка интересов, в конечном счете, определяется их содержательностью и значимостью для личности. Склонность — структура деятельности и виды направленность субъекта структура деятельности и виды определенную деятельность. В ее основе лежит глубокая и устойчивая потребность в этой деятельности, стремление в ней совершенствоваться. Склонности обычно являются предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонностей и способностей. Идеал — важная цель личных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально окрашенный эталон действия. Мировоззрение представляет структура деятельности и виды систему взглядов человека на мир и его закономерности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую направленность личности, но и ее целеустремленность. Идеалы и мировоззрение структура деятельности и виды у человека на основе его интересов и склонностей. В чем состоят основные характеристики деятельности как психологической категории? Каковы основные виды и структура деятельности? Какие теории мотивации вы знаете? Какие функции выполняют мотивы? Что представляет собой мотивационная сфера личности? Введение в общую психологию: Курс лекций. Деятельность и психология личности. Мотивация и деятельность: Пер. Психология деятельности и способности человека: Учеб.

Смотри также